Город в движении

Санкт-Петербург — сложнейший транспортный узел страны. Это не только город-миллионник, но и центр притяжения туристов, а вдобавок — крупнейший логистический хаб в России.

Вызов для губернатора

Санкт-петербургская агломерация — вторая по размеру в России. При этом, в отличие от Москвы, логистику через центр города усложняет крупная судоходная Нева и множество других каналов и рек. Развивать метро в грунтах, буквально пропитанных водой, значительно дороже и дольше. Строить дороги тоже недешево: нужны либо высокие эстакады, либо разводные мосты, способные пропускать суда. Опять же, историческая застройка — радость для туристов, проблема для дорожников.

Экономика и сама жизнь Северной столицы по своему укладу и запросам давно обогнали имеющуюся транспортную архитектуру. Именно поэтому губернатор  Александр Беглов и правительство Санкт-Петербурга вплотную занялись модернизацией транспортной отрасли. Начали с общественного транспорта: на смену хаотичным маршруткам пришли комфортабельные автобусы с едиными социально ориентированными тарифами. Рост стоимости проезда удается сдерживать на уровне инфляции, остальные затраты компенсируются из бюджета города.

За пять лет транспортный парк города пополнили 5 000 новых автобусов, трамваев, троллейбусов.  Помимо удобства и надежности в приоритете экологичность. Только за 2022 год перевод автобусов на газомоторное топливо позволил снизить выбросы в атмосферу на 26 тыс. тонн. По улицам Петербурга уже курсируют 14 электробусов. В текущем году город закупил еще 29. Парк из 400 электробусов полностью введут в эксплуатацию в 2026 году.

Протяженность наземной маршрутной сети общественного транспорта выросла на 25%. Приоритет отдается открытию автобусных маршрутов в новых районах. В схемы движения периодически вносятся коррективы с учетом пожеланий горожан и анализа дорожной обстановки с помощью цифровых технологий. Кстати, они же делают более комфортным и само ожидание транспорта — его движение отслеживается на онлайн-схеме.

На новые рельсы

Одна из важнейших решенных проблем — реформа «Метростроя Северной столицы». Несколько лет назад ситуация здесь дошла до критической точки: долги по зарплате, оборудование в залоге у кредиторов, устаревшая строительная документация… Потребовалось личное вмешательство губернатора и правительства Санкт-Петербурга, чтобы сохранить коллектив метростроевцев (а это 3500 человек) и приступить к реконструкции старых станций и строительству новых.

На техническую модернизацию «Метростроя Северной столицы» выделено 11,5 млрд рублей. На Обуховском заводе идет создание горнопроходческих щитов, которые выйдут на сооружение перегонных тоннелей Красносельско-Калининской линии уже в начале 2025 года. На завершающей стадии разработка 58 новых объектов, ряд станций — новых и реконструируемых — близки к завершению.

Идет обновление подвижного состава метро. На смену отработавшим свой срок вагонам будет поставлено 950 новых, производства Октябрьского электровагоноремонтного завода Трансмашхолдинга.

Отдельная задача — «связать» метро с пригородными электричками. Этим путем пошла Москва, сейчас его начинает и Санкт-Петербург. Первым важным шагом в 2022 году стал запуск тактового движения электропоездов, позволивший жителям Пушкина, Павловска, Ораниенбаума, Красного Села быстро добираться до центра Северной столицы. Весной этого года такие электрички запущены с Финляндского вокзала до станции Мельничный ручей. Сейчас планах властей и РЖД открытие тактовой линии в направлении Сестрорецка. «Узкий момент» — однопутное движение на ряде участков — планируется разрешить с помощью тонкой настройки расписания и строительства вторых путей.

Однако проблема объединения метро и электричек не сводится к строительству современных пересадочных комплексов и синхронизации расписаний движения поездов метро и железной дороги. В регионе сконцентрированы колоссальные портовые мощности, и они продолжают расти. Поэтому проходящие через Санкт-Петербург железнодорожные магистрали обслуживают и грузовые потоки. Чтобы развивать пассажирское движение в комфортном для горожан ритме, грузовые составы необходимо убрать из города.

Для этого совместно с РЖД проектируются два железнодорожных обхода. Первый — юго-западный — обеспечит необходимыми мощностями порт Бронка, расположенный в южной части Невской губы, и областной порт Усть-Луга. Второй — северо-восточный — усилит железнодорожное сообщение с новыми портами и крупными промышленными объектами Выборгского района Ленинградской области.

Строим магистрали

В 2019 году Санкт-Петербург был признан самым загруженным автотранспортом городом в стране. Поэтому одним из приоритетов правительства Северной столицы стала реализация ряда масштабных инвестиционных проектов, призванных изменить транспортную ситуацию. В новом Генплане определены ключевые точки роста, к которым привязана схема создания транспортного каркаса города.

Его первая составляющая — Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), которая будет начинаться от Западного скоростного диаметра и пройдет через промышленный пояс южной планировочной зоны через восточные районы к Мурманскому шоссе. Проект позволит частично разгрузить самые напряженные участки, вывести с улиц Санкт-Петербурга транзитный транспорт, создать условия для обновления территорий «серого промышленного пояса» (более 4000 га) в непосредственной близости от исторического центра.

«Широтная магистраль — это дорога в будущее, звено в системе внеуличного движения, необходимое любому современному мегаполису». (Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга).

Проект реализуется в тесном партнерстве с Ленинградской областью. Широтная магистраль подключит опорную дорожную сеть Петербурга на востоке через КАД к трассе «Кола» и откроет путь по южному берегу Ладожского озера к Мурманску, Архангельску и через Вологду вглубь России.

Строительство ШМСД началось в Санкт-Петербурге в марте 2021 с развязки Западного скоростного диаметра с Витебским проспектом. Этот объект планируется завершить уже к концу этого года. Финансирование совокупное: за счет бюджета Санкт-Петербурга, федеральных средств и частных инвестиций.

Протяженность первого участка — шестиполосной дороги, «обрамленной» шумозащитными экранами — 2,6 км. Несмотря на сложные городские условия, перенос существенного количества коммуникаций, строительство идет по графику. Еще один вызов, с которым столкнулись его участники, — резкий рост цен на стройматериалы и необходимость импортозамещения. Сейчас доля отечественных материалов приближается к 100%.

Уже идет подготовка к строительству следующих участков ШМСД протяженностью 32,4 км (16,7 км в границах Петербурга и 15,7 км — в Ленинградской области). На них будет 13 развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 — на пересечении с железнодорожными путями, а также новый мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Плановые сроки реализации второго, третьего и четвертого этапов ШМСД — до конца 2030 года. Из федерального бюджета на эти цели должно поступить порядка 90 млрд рублей.

Кроме того, Генпланом предусмотрено создание городской магистрали, которая пройдет почти параллельно ШМСД от проспекта Стачек через Большой Смоленский мост до улицы Коллонтай, соединив западные и восточные районы Санкт-Петербурга. В отличие от скоростной ШМСД, по ней пустят трамвайные и автобусные маршруты.

Как связать юг и центр и окольцевать Петербург

Согласно Генеральному плану, к 2040 году Пушкинский район станет лидером по количеству введенных в строй квадратных метров нового жилья (не менее 300 тыс. квартир). Кроме того, на юге Санкт-Петербурга точкой роста станет Технологическая долина — еще один большой проект, инициированный губернатором города Александром Бегловым и поддержанный президентом России Владимиром Путиным. В Южной планировочной зоне, в частности, появятся новые корпуса «ИТМО-Хайпарк» и Санкт-Петербургского государственного университета. А значит, эта часть города нуждается в новых транспортных мощностях.

«Южная широтная магистраль — один из главных проектов развития транспортного каркаса СанктПетербурга. Новая трасса значительно разгрузит южные районы города, в том числе снизит транзитные потоки через Павловск и Пушкин в Ленинградскую область. Также уменьшится нагрузка на железнодорожные переезды в южном направлении». (Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга).

Новая трасса на четыре‒шесть полос станет дублером южного участка КАД. Она соединит Волхонское, Петербургское шоссе и шоссе Подбельского, а в будущем свяжет их с Московским шоссе, трассами М-11 «Нева» и Р-21 «Кола». Протяженность первого этапа (с тремя разноуровневыми развязками и тремя путепроводами) составит 7 км; ввод его в эксплуатацию запланирован до конца 2027 года.

Помимо строительства Южной широтной магистрали одобрен проект реконструкции участка Киевского шоссе от транспортной развязки на Кондакопшино до административных границ Петербурга. Прорабатывается также вопрос организации скоростного трамвайного движения для Пушкина и новых кварталов вокруг, а новый Генеральный план предусматривает продление Кировско-Выборгской линии метро до аэропорта Пулково, «Экспофорума» и далее до Технологической долины.

Еще одним «несущим элементом» транспортного каркаса станет вторая Кольцевая автодорога Санкт-Петербурга — КАД-2. По мнению экспертов и представителей федеральной и городской власти, существующее петербургское кольцо, первый участок которого был открыт еще в 2001 году, уже исчерпало свои возможности.

КАД-2 дополнит опорную сеть скоростных магистралей внеуличного движения — КАД, Западного скоростного диаметра и будущей ШМСД, позволит перераспределить транспортные потоки. Как заявил в ходе ПМЭФ-2024 зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин, проектирование первого этапа КАД-2 нужно начинать уже сейчас, чтобы в следующем году выйти на стройку, и до конца 2028 года открыть движение по 88 километрам трассы. Первый этап КАД-2 — дуга от трассы М-11 до Мурино — разгрузит самый напряженный участок действующей кольцевой с новой переправой через Неву.

Наконец, на севере города развития транспортной сети требуют не только «спальные районы», но и новые точки бизнес-активности, такие как «Лахта-центр», а также проекты круглогодичного морского курорта «Горская» на берегу Финского залива и реконструкции аэродрома Левашово.

Для устойчивого транспортного сообщения «Горской» с городом из существующих трасс будут использоваться КАД и Приморское шоссе; планируется также построить три новые дороги: М-49 пройдет от Приморского шоссе к ЗСД в обход Юнтоловского заказника и после развязки с ЗСД соединится с продолжением Суздальского шоссе; М-32 — от «Лахта-центра» к перспективной М-49; М-1 станет дублером Приморского шоссе от М-49 до КАД протяженностью 11,5 км.

За пять лет город кратно увеличил ремонт дорожной инфраструктуры: приведено в порядок более 800 км дорог, отремонтирован Биржевой мост, ведется реконструкция Цимбалинского путепровода, появляются новые развязки.

Из столицы в столицу — за два часа

Мегаполис — это не только бесперебойная работа внутригородского транспорта, но и слаженная система скоростного сообщения с другими точками на карте страны. Международный аэропорт Пулково надежно связывает Санкт-Петербург как с городами России, так и со многими странами. По итогам 2023 года его услугами воспользовались более 20,4 млн пассажиров. В прошлом году аэропорт стал принимать самолеты 12 новых авиакомпаний, открыты рейсы по 10 новым направлениям.

Назрела необходимость следующего этапа расширения воздушной гавани. В середине будущего года завершится проектирование фазы «А»: со строительством новой посадочной галереи, рулежной дорожки, перронов и площадок противообледенительной обработки самолетов, а также реконструкцией перронов.

Железнодорожное сообщение по скорости практически не будет уступать воздушному. Совсем недавно было объявлено о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, концессионное соглашение уже подписано.

Магистраль, старт строительству которой дал президент РФ Владимир Путин, протянется на 679 км и охватит шесть регионов: Москву и Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. По планам, ВСМ должна быть запущена в 2028 году. Минимальное время в пути составит 2 часа 15 минут.

Для Санкт-Петербурга проект подразумевает еще и реконструкцию ключевого железнодорожного узла в центре города. Новый терминал построят недалеко от исторического Московского вокзала, глубоко реконструируют саму станцию Санкт-Петербург-Главный, электропоезда московского и волховского направлений выведут оттуда в новый комплекс. Изменит проект и дорожную карту Санкт-Петербурга: рядом с терминалом расположится новая площадь, будут реконструированы прилегающие улицы. С городским общественным транспортом его свяжет станция метро «Лиговский проспект-2», которая появится в рамках развития Красносельско-Калининской линии.

Фото: АО «Петроцентр», Роман Пименов